Четверг, 21.11.2024, 23:36
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ "Фощеватовская СОШ"

Белгородская область, Волоконовский район, с. Фощеватово

Меню сайта
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа
http://edu.31ru.net/images/nar-ex.jpg

История школы

Дата создания : Фощеватовской начальной школы – 1930 год
Фощеватовской средней школы - 1955 год

Фощеватовская школа берет свое начало с момента постройки церкви в селе Фощеватово. По данным краеведа В.Щербаченко церковь в селе строил архитектор Станислав Людвигович Мысловский. Это относится к середине 90-х годов 19 века. По установившимся порядкам при церкви открывалась церковно-приходская школа. Она представляла собой одну комнату. В школе преподавал один учитель. Школа была начальной. Учитель учил одновременно учеников разных классов. Первым известным учителем церковно-приходской школы была Носова Раиса Владимировна. Школа работала и после Великой Октябрьской социалистической революции. Многие ребята довоенных лет окончили ее при караулке. Так в народе называли школу. В конце 30-х церковь в селе Фощеватово была закрыта. Начальная школа была переведена в здание , где в настоящее время находится амбулатория Фощеватовской участковой больницы. Директором школы стал Логачев Василий Андреевич. Школа представляла собой небольшое кирпичное здание с толстыми стенами и небольшими окнами. В школе было тепло и уютно. Но места было мало. Назревала необходимость строительства новой школы. Материалом для строительства был дуб из разрушенной церкви. Новое здание было построено в 1939 году. С этого года школа становится семилетней. Новая школа – это длинное одноэтажное здание с большими классами и светлыми окнами. В настоящее время это здание Фощеватовской участковой больницы. В школу-семилетку приходили учиться ребята из ближайших сел: Старо-Пузино, Подлес, Ново-Пузино, Изрог. Но многим закончить семилетку помешала война.

Летом 1942 года фашистские оккупанты захватили и Фощеватово. Как и везде они установили здесь режим насилия и издевательства над русским народом. Но недолго господствовали оккупанты в нашем селе. В январе 1943 года они были изгнаны с территории нашего района. Началось восстановление мирной жизни. Осенью 1943 года занятия в школе возобновились. Директором школы была назначена Капустина Нина Николаевна. Завучем – Стародубцева Лина Ильинична. Трудным было это время. Шла война. Почти каждый день люди получали «похоронки» на погибших мужей, сыновей, братьев. Плохо было с отоплением, освещением в школе. Не хватало письменных принадлежностей. Дети писали на клочках бумаги, на обрывках газет. Зимой застывали чернила в чернильницах, дети разогревали их своим дыханием и ладонями. Но занятия в школе не прекращались. Вместе с детьми их трудности, семейные беды несли и учителя. Они вселяли в людей надежду на скорую победу. И она пришла. День 9 Мая был особенным для каждого человека. Но он был и общим для всех. Это был праздник «со слезами на глазах». Закончилась война. С фронта стали возвращаться оставшиеся в живых мужчины. Нелёгкую должность директора школы Капустина Нина Николаевна уступила фронтовику Бондаренко Борису Максимовичу. Завучем школы был назначен Фарафонов Николай Савельевич. Бондаренко Б.М. ещё до войны работал учителем нашей школы. В1935 году был призван на военную службу, а затем после демобилизации возвращается в родную школу и работает учителем истории. В 1939 году был назначен директором школы. В 1941 году грянула война и Борис Максимович был мобилизован в органы контрразведки (МГБ-НКВД- «Смерш»), а с 1942 года по 1946 год в действующих частях Советской Армии. За участие в боях против фашистских захватчиков получил следующие награды: медаль «За отвагу», «Орден Красной звезды», «Орден Отечественной войны 2 степени», медаль «За победу над Германией».

 После демобилизации, в июле 1946 года Борис Максимович вновь становится директором Фощеватовской семилетней школы. В трудное послевоенное время он умело и энергично руководит школой. Бывшие учителя с любовью и уважением отзываются о нем. Старейший ветеран педагогического труда Зоя Павловна Михайлова вспоминает: « Борис Максимович сам до конца отдавал себя работе. Он был требовательным и в то же время очень чутким человеком. Он обладал талантом руководителя и умел сплачивать коллектив на решение сложных педагогических задач. Мы жили тогда единой, дружной, трудовой семьей». Организаторские способности, чуткость и внимательность к людям были замечены районным начальством и в 1954 году Борис Максимович был переведен в п. Волоконовку заместителем председателя райисполкома. Летом 1954 года директором школы был назначен Куприянов Михаил Никитович. Со своей семьёй он поселился в школьной квартире. По образованию Михаил Никитович был учителем истории, а жена его, Валентина Ивановна- учителем русского языка. У них было двое детей: Виктор и Лариса. Они учились в старших классах и окончили школу с золотыми медалями. Михаил Никитич был человеком огромной кипучей энергии. Для широких действий, замыслов ему в школе было мало места. В школе он пробыл всего полгода. По рекомендации райкома партии Михаил Никитич был избран колхозниками с. Фощеватово председателем колхоза «Ленинская сельхозартель». (Подробнее о Куприянове Михаиле Никитовиче в летописи села Фощеватово). С января 1955 года директором школы становится Комарова Нина Матвеевна, учитель русского языка и литературы. Нина Матвеевна окончила Московский педагогический институт. По распределению попала в Волоконовский район и была направлена в Фощеватовскую семилетнюю школу учителем русского языка и литературы. Жила Нина Матвеевна с другими подругами-учителями в школьной квартире. Здесь в Фощеватово она познакомилась с местным ветврачом и вышла за него замуж. Жить с мужем они стали в квартире при ветлечебнице , на месте того дома, где живет сейчас Сотников Александр Дмитриевич . Нина Матвеевна была педагогом высокого интеллектуального уровня, большой эрудиции. Она любила свой предмет и умела увлечь ребят литературой. Вот что вспоминает выпускник нашей школы, отличник Куприянов Виктор Михайлович: «То, что мы с сестрой окончили школу с отличием, это не столько благодаря нашему трудолюбию, способностям, сколько большей частью благодаря нашим учителям-наставникам. А учителя были прекрасные, молодые, энергичные…Они были молоды, знаний много, опыта мало и они отдавались своей работе до конца. Во всяком случае они очень старались…У меня до сих пор перед глазами лицо Нины Матвеевны. Как страстно она вела уроки литературы, это нельзя передать словами! А строгий Николай Тихонович Пьяникин и веселый Николай Савельевич Фарафонов, Росяянова, Грязнова, и да простят мне, что я не могу перечислить всех. Всем им низкий поклон за их благородный труд. Они дали мне путёвку в жизнь. А жизнь у всех сложилась по - разному…». Нина Матвеевна возглавляла школу до 1958 года. В начале этого года она со своей семьей переехала в Москву. В феврале 1958 года директором школы был назначен Фарафонов Николай Савельевич. Николай Савельевич по специальности учитель математики. После окончания войны он вернулся в родное село и был назначен завучем школы и был на этой должности с 1946 по 1958 год. К этому времени школа давала детям полное среднее образование. Статус средней школы она получила в 1955 году. А первый выпуск учеников, окончивших Фощеватовскую среднюю школу, состоялся в 1957 году.

Открытие средней школы имело большое значение для жителей села. Отпала необходимость у родителей отдавать своих детей заканчивать десятилетку в Волоконовку. Да и не каждому это было по карману. Многие, даже способные дети, остались без среднего образования. Теперь же первый выпуск насчитывал 42 человек. Надо отметить, что большинство этих выпускников имели хорошие и отличные знания. Многие из них продолжили учебу в «Вузах» и вышли в большие люди. Велика тогда была тяга детей к знаниям. Радио и газет в то время люди не имели. Основным источником знаний была школа и книги. Вот что вспоминает Виктор Куприянов: «Наше поколение любило книги и, у каждого были и есть свои любимые. Когда эти книги стоят в шкафу, на полке, а ты уже на пенсии, то эти книги, право, придают сил. Стоит подержать их в руках, полистать, почитать. То было время книг. Сила книг в том, что они учат мыслить, размышлять, ставить вопросы и находить ответы…Мои любимые книги: «В дебрях Уссурийского края» К.Арсеньева; «Два капитана» В.Каверина ; «Люди с чистой совестью», «Три поколения» Перминова; «Партизанские тропы» Игнатьева… Герои этих книг, люди возвышенные, жертвенные, они везде первые, они прокладывают дорогу людям… Увы ! Сейчас время, когда ценности меняются, и не в лучшую сторону. Книг сейчас читают мало». Все дети Куприяновых окончили среднюю школу с золотыми медалями: Виктор, Лариса, Вячеслав. В районной газете тех времен была напечатана статья «Золото семьи Куприяновых». Нынешнему поколению , трудно себе представить в каких условиях приходилось учиться детям 50-х годов. После образования средней школы в Фощеватово, в наше село шли ученики из Старо-Пузино, Изрога, Хмелевца, Александровки. Ходили дети из этих отдалённых сел пешком. В любую погоду: в зной, стужу, дождь они шли на занятия. Пропустить уроки - ни за что! Болезнь – вот единственная причина. В зимнее время уходили в школу по- тёмному и возвращались в сумерки. А дома надо было ещё, и помочь родителям ,и приготовить домашнее задание ,и почитать хочется. Жили тогда большими семьями, в небольших домах. В доме русская печь. Спали на печи, на лежанке, на самодельных деревянных кроватях. Письменные задания выполняли на кухонном столе, на сундуке. Освещение тусклое - керосиновая лампа. Электрическое освещение, «Лампочка Ильича», появилось у нас только в 60-е годы. Но велика была тяга к знаниям, любовь к книге. Перед страной стояла задача – долой неграмотность, знания народу. И эти усилия страны, стремление людей -дали свои плоды.

 С переходом на среднюю школу обучение не укладывалось в одну смену. Слишком велико было число учеников. Число их доходило до 400 человек. Школа стала заниматься в две смены. Плюс ещё вечерняя школа рабочей молодёжи. Занималась молодёжь в ней добровольно. Это была не та школа 80-х – 90-х годов, когда было введено обязательное среднее образование, и молодёжь под принуждением загоняли в « вечёрку». Нет, то была школа , куда шли сознательно те, кто в своё время по той или иной причине не мог закончить дневную. А без среднего образования нельзя было продвинуться по служебной лестнице, получить престижную профессию. Итак, школа гудела в рабочем ритме с раннего утра до поздней ночи. В тёмное время суток школа освещалась керосиновыми лампами. Нужно отметить, как большое событие, первый электрический свет в школе от переносной электростанции в один киловатт ( от мотоциклетного двигателя ). Это было в 1956 году. Уже потом появилась колхозная дизельная электростанция, начнется электрификация поселка. Центрального отопления в школе не было. В каждом классе стояла печка, которую каждый день с шести часов утра затапливали уборщицы. Сколько надо было вложить труда, чтобы обогреть школу. Воду в школу возили в бочке на лошади. Колоть дрова, возить воду входило в обязанности конюха ( по штату технический работник ). Особенно надо отметить работу Сотникова Дмитрия Стефановича. Это был неутомимый труженик, но любил и хорошо выпить. Наверное, о таких людях писал в своё время Н.А.Некрасов: «Он до смерти работает, до полусмерти пьёт». Небольшого роста, крепкого телосложения, он обладал большой силой и крепким здоровьем. Ни жара, ни холод ему были нипочём. Слабость к выпивке прощалась за его добросовестный труд. Да и пил он так, что свою работу он всё равно делал сам. За это ему многое прощалось. Итак, конец 50-х начало 60-десятых годов. Директор школы Фарафонов Николай Савельевич. Шестнадцать лет Николай Савельевич возглавлял Фощеватовскую среднюю школу. Это был человек большой эрудиции, широкого ума и щедрого сердца. Он и его жена Галина Ивановна по образованию были математиками. Николай Савельевич был веселым, неунывающим человеком. Его жизнью была школа. Любовь к детям, душевное отношение к коллегам , большая общественная работа снискали ему заслуженный авторитет среди всего населения села Фощеватово. Он был отличным баянистом. Всю музыкальную подготовку к утренникам, вечерам, классным мероприятиям, смотрам художественной самодеятельности Николай Савельевич добровольно, бесплатно взял на свои плечи. Он любил баян. Когда он играл, играло в нём всё: лицо, губы, ноги. При нём в школе был дружный, сплочённый, работоспособный коллектив. В праздничные дни все собирались вместе. Традиционно всем коллективом отмечались такие праздники, как День Советской Армии ( 23 февраля ), международный женский день 8 марта, День Победы ( 9 Мая ). Праздничный вечер сопровождался концертной программой, подготовленной учителями.

На день Советской Армии концертную программу для поздравления мужчин готовили женщины, на 8 Марта – мужчины. Сколько в них было юмора, шуток, забавных частушек. При Николае Савельевиче был заложен школьный сад. Это было в 1958 году. Учителем биологии, руководителем юннатского движения в то время была Гребёнкина Миля Никитична. Она вспоминает : «Большую работу проводили наши юннаты по оказанию помощи колхозу. Они принимали участие в посадке колхозного сада. Там они многому научились. Правление колхоза увидело старания ребят и подарило школе необходимое количество саженцев яблонь, груш, вишен. Разбивку школьного сада помог сделать муж Мили Никитичны – Гребенкин Василий Матвеевич. Деревца были посажены рядом со школой. Ни одно посаженное дерево не пропало, все они принялись. Дети любовно ухаживали за садом. В школе появилась хорошая традиция передачи школьного сада. Выпускники 10 класса 1958 года передали сад первоклассникам. На каждом кустике повесили «бирочки», на которых были фамилии кто и кому передаёт деревце. Выпускники 1968 года продолжили эту традицию. Они передали сад первоклассника, где учителем была Слепченко Матрёна Петровна, а вот передать его им другим ученикам не удалось, так как была построена новая школа, и этот сад перешёл в руки участковой больницы. Юннаты Фощеватовской средней школы вели большую опытническую работу на пришкольном участке, были активными участниками районных слётов юных опытников сельского хозяйства и занимали там призовые места. Заложенная с детства любовь к земле дала свои плоды. Многие выпускники нашей школы избрали своей профессией профессию агронома, другие, закончив педагогические Вузы, стали учителями биологии.

Это – Борисенко Мария Григорьевна (Карманчикова), Стародубцева Мария Павловна (Евдокимова), Алтунина Вера Митрофановна (Толстикова), Мишина Тамара Ивановна (Шенцева ), Гребенкин Владимир Васильевич, Толстых Таисия Васильевна (Щебетенко), Губина Нина Алексеевна (Никитина) и другие. В 1957 году Пленум ЦК ВЛКСМ (комсомола) принял решение проводить 19 мая праздник Всесоюзной пионерской организации имени В.И.Ленина. Вспоминает ветеран педагогического труда Михайлова Зоя Павловна: «Первый праздник был проведён 19 мая 1958 года и с этого времени стал традиционным. Радостно встречали его пионеры нашей школы. На торжественный сбор в этот день все пионеры приходили в парадной пионерской форме. Каждый отряд имел свою речовку и отрядную песню. Вся дружина выстраивалась на линейку. Звучали звуки горна, выносилось знамя дружины. Председатель Совета отряда сдавал рапорт старшей пионервожатой. Сбор заканчивался пионерским гимном «Взвейтесь кострами синие ночи».

А затем начинались спортивные соревнования, игры, весёлые развлечения, а вечером – пионерский костёр». Очень интересно проходил праздник, посвященный Дню юного героя-антифашиста. Каждый пионерский отряд готовил к этому дню инсценированную песню военных лет. Подготовка начиналась задолго до этого праздника, все очень ответственно относились к этому мероприятию. Между пионерскими отрядами шло соревнование за лучшее исполнение, за призовое место. Фантазии детей и учителей не было предела. Свой талант они раскрывали на сцене сельского Дома культуры. На это мероприятие сходились люди со всего села. И вот уже по сцене мчатся всадники в буденовках, звенят сабли, мальчиши-кибальчиши ведут бой с буржуинами, плачет, заливаясь слезами, гармонь в землянке, узники Бухенвальда, вставшие из пепла, призывают: «Люди! Берегите Мир!». В 70-х годах государство особое внимание уделяет на профессиональную подготовку школьников. Больше часов отводится на трудовое обучение в старших классах. В условиях сельской местности девочки должны были получить профессию операторов машинного доения, а мальчики – профессию механизатора. Трудовое обучение в школе вел учитель Сафонов Николай Титович. Это человек влюблённый в своё дело. Условий в школе для создания кабинета механизации не было, не хватало места и, Николай Титович добился, чтобы ему выделили комнату при Сельском Доме культуры. Много времени и труда вложил учитель на оформление и оборудование кабинета механизации. Он собрал в тракторных отрядах колхоза все части трактора, мыл их в солярке, вытирал, обсушивал и распределял на стенды по системам. В результате был накоплен богатый наглядный материал, который эффективно использовался в преподавании. Его занятия носили не только теоретический, но и практический характер. Николай Титович умел просто, доступно объяснить принцип действия любого механизма. Учиться у него было легко и интересно. Школа получила трактор МТЗ-80. Ученики отрабатывали на нём навыки вождения. К концу обучения они получали глубокие теоретические и практические знания, сдавали государственный экзамен и получали удостоверение тракториста-машиниста 3 класса с правом работать на колёсном и гусеничном тракторе. Введение в школе профессиональной подготовки юношей дало возможность удовлетворить потребность колхозов в кадрах механизаторов. Раньше, чтобы получить эту профессию, нужно было ехать учиться в Ютановку. Теперь же дома можно было получить эту профессию. Это было время, когда в колхозы поступало много тракторов, автомобилей, комбайнов. Лозунг того дня был: «Живёшь на селе – знай технику». Даже мужчины-учителя пошли учиться на вечерние курсы к Николаю Титовичу и успешно окончили их.

Это Афанасьев Иван Егорович, Свергунов Петр Романович, Евдокимов Дмитрий Дмитриевич, Колесников Иван Ильич и другие. В 70-х – 80-х годах жизнь советских людей качественно изменилась. Улучшились бытовые условия. Во всех домах появилось электричество. Радио и газеты были почти у всех. Люди стали приобретать радиоприёмники, телевизоры, холодильники, стиральные машины. Вместо примусов и керогазов пришли газовые плиты. Спрос на эту бытовую технику был большой. Приходилось становиться на очередь. Но приобрести всё- таки было можно. Улучшалось и бытовое положение учителей. У учителя появилось ещё больше времени на повышение интеллектуального уровня, расширение умственного кругозора. Учителя того времени были интеллигентами- людьми умственного труда. Это сейчас им приходится дома содержать большое хозяйство, чтобы выжить и выучить своих детей. А тогда учителям хватало зарплаты, хоть и была она не ахти какая большая. Но она была стабильной, рубль был крепкий, цены не прыгали. Образование всех уровней было бесплатным, медицинское обслуживание тоже. Учителя много времени уделяли детям, внеклассной работе, активно участвовали в общественной жизни школы и села. В выходные и праздничные дни мужчины собирались вместе: играли в шахматы, шашки, домино. Николай Савельевич был заядлым шахматистом и умел сплачивать коллектив. Учителя - и мужчины , и женщины – участвовали в художественной самодеятельности и выступали с концертными программами не только в своём селе, но и в других близлежащих сёлах. Ежегодно участвовали в районных смотрах художественной самодеятельности педагогических коллективов и занимали там призовые места.

Завучами школы при Фарафонове Н.С. были Пьяникин Николай Тихонович, Борисенко Варвара Антоновна, Копица Михаил Иванович, Евдокимова Мария Павловна. После смерти своей жены Фарафоновой Галины Ивановны , Николай Савельевич покинул село Фощеватово, переехал в Ютановку и был назначен директором Ютановской вспомогательной школы. В Ютановке он прожил недолго и вскоре переехал в Чернянский район, где был назначен директором одной из сельских школ. Он долго работал там и уже после ухода на пенсию. В преклонном возрасте он увлёкся поэзией, писал стихи, которые печатались в районной газете (одна его поэма находится в школьном музее). Он не порывает связей с родным селом, встречался с бывшими своими коллегами –учителями, приезжал на встречи с выпускниками школы. В 1999 году Николай Савельевич умер, оставив о себе добрую память его учеников и коллег. В 1974 году, после ухода из школы Фарафонова Н.С. директором школы была назначена Евдокимова Мария Павловна. Мария Павловна – выпускница нашей школы. Получив диплом зоотехника, она работала по этой специальности в колхозе им. Ленина , а потом перешла работать в школу учителем биологии и химии. Эта профессия пришлась ей по душе. Молодая, бойкая, эрудированная она быстро завоевала авторитет у детей и педагогов. У неё была струнка быть лидером. Она легко сходилась с людьми, была заводилой многих интересных дел. По характеру она была темпераментной, горячей, вспыльчивой, резкой. Но была она справедлива, не злопамятна. При Марии Павловне коллективу работалось легко, свободно. Она умела заметить и поощрить хорошее начинание, поддержать человека. При ней был сплочённый, дружный коллектив. Он умел не только работать, но и отдыхать. Ежегодно, на 9 Мая, весной и на День учителя, осенью, работники школы выезжали на автобусе в лес, на отдых. Находили большую поляну, разжигали костёр, готовили кулеш, накрывали стол, пели песни. Не обходилось без спортивных соревнований, игр. Делились на две команды и играли в футбол. Играли все и мужчины и женщины. Веселье, шутки, смех придавали заряд бодрости и здоровья. И всегда вместе с коллективом была Мария Павловна. В 80-е годы, под руководством Скуридина Ивана Ивановича в школе был создан песенный ансамбль «Ромашка». Основной состав ансамбля – учителя. Это: Свергунова Полина Ивановна, Махортова Антонина Ивановна, Заболоцких Мария Васильевна, Есина Раиса Николаевна и др. В ансамбле участвовали Постникова Ольга Афанасьевна – медсестра участковой больницы, Постникова Ольга Дмитриевна – работник Дома культура. Это был хорошо слаженный, дружный коллектив. Пели они замечательно, на два голоса. Иван Иванович был отличным музыкальным руководителем. Он играл на баяне. В то время он был уже завхозом школы. Помогал ему аккомпанировать учитель музыки Гуцев Николай Ефимович. Ни одно школьное и сельское мероприятие не обходилось без выступления «Ромашки». Люди тепло приветствовали народных артистов. Со своей концертной программой они выступали во многих сёлах района и области.

Большой заслугой Евдокимовой Марии Павловны является строительство новой Фощеватовской школы. Вот что пишет в своих воспоминаниях Мария Павловна: «После перевода нашего бывшего директора Фарафонова Николая Савельевича в Ютановскую вспомогательную школу заведующий РОНО Дмитриенко Алексей Прохорович предложил мне принять Фощеватовскую среднюю школу. Я очень боялась этой ответственной должности, но всё-таки решилась. Так, в 1974 году я стала директором школы. Наше учебное заведение располагалось в старом здании, занимались в две смены, в школе было до 360 учеников. Трудно было всем: и учителям, и ученикам и родителям. Учащиеся 9-10 классов добирались пешком на занятия из Ново-Пузино и Старо-Пузино. Поэтому вопрос о строительстве новой школы постоянно поднимался на колхозных собраниях, сессиях сельского совета, партийных собраниях, педсоветах. На партийном собрании нашей школы мне, как коммунисту, как молодому директору, дали наказ – постоянно добиваться строительства новой школы. Да и сомой мне, как человеку, как руководителю и как матери очень хотелось видеть детей в новой школе. Было обидно за наших ребят, которые не имели спортивного, актового залов, ограничены были возможности в проведении внеклассной работы. Но даже в наших условиях, наши учителя проводили математические вечера, праздники. Мы мечтали о филиале музыкальной школы, о массовом вовлечении детей в спортивные секции и различные кружки. В осуществлении нашей мечты мне помогала моя депутатская деятельность. Я неоднократно выступала на сессиях районного Совета народных депутатов с просьбой о строительстве новой школы. Активно добивались решения данного вопроса председатель Фощеватовского сельского совета Курлова Надежда Павловна, председатель колхоза имени Ленина Михайлов Николай Игнатьевич. Помню, было , летнее утро. Раздался телефонный звонок. Звонил Николай Игнатьевич. Он был на работе и у него «созрел» план. Как всегда, в шутливой форме, он говорил, чтобы я бросила варить борщ, приоделась и выступила в нашем Доме культуре, дала наказ кандидату в областной Совет народных депутатов Бондаренко Виталию Борисовичу о строительстве новой школы, что я и сделала. В этом же 1975 году я побывала на приёме у депутата Верховного Совета РСФСР Порохня Е.А. . Она внимательно выслушала меня, обещала помочь. Нам сообщили, что она направила запрос в облисполком и райисполком. Наш педагогический коллектив также добивался строительства новой школы. Не упускали случая выступить на совещаниях всех уровней завуч Свергунов Пётр Романович, секретарь парторганизации Сафонов Николай Титович, председатель месткома Афанасьев Иван Егорович. Таким образом ,строительства новой школы мы добивались всем миром. И, наконец, победа! В 1976 году новая школа была включена в титульный список. А это уже и финансирование, и подрядчик, и материальные ресурсы. Был определён подрядчик – МПМК, которым руководил Будько Михаил Филиппович. Главным куратором стройки был Щендрыгин Николай Кузьмич. Он проводил планёрки, строго спрашивал за выполнение работ. Не покладая рук, трудились на строительстве школы учителя, ученики, родители. Обеспечивали школу оборудованием председатель Райпо Гущина Таисия Фёдоровна и зампредседателя райисполкома Шипилов Сергей Матвеевич. Строго следил за строительством первый секретарь райкома КПСС Моргачёва Татьяна Дмитриевна. Это была всенародная стройка. И в 1978 году село Фощеватово получило новую школу. И я очень рада, что за все эти годы школа развивается, преображается, принимает новый благоустроенный вид. Летят годы. Уже окончили среднюю школу дети выпускников 78, 79, 80-х годов. Из её стен вышло немало настоящих людей. Всё заметнее успехи школы в трудовом, эстетическом, спортивном воспитании. Значит, сбываются наши мечты. Мечты Курловой Н.П., Михайлова Н.И., Гребёнкиной М.Н., Алтуниной О.Г., Сафонова Н.Т., Свергунова П.Р., Волковой В.И., Афанасьева И.Е., Сотниковой В.Г., Ковешниковой Е.М., Постниковой М.Ф., Щебетенко Т.В., Евдокимова Н.М., Толстых Л.Е., Колесниковой Е.,, Алтухова Ю.Ф., Шенцевой Т.И., Шушпановой З.Г., всех тех, кто трудился со мной в те годы. Твёрдо уверена : без школы – нет села. Будет школа – жить селу. Жизнь это подтвердила…». В ноябре 1978 года состоялось открытие новой школы. На торжественной линейке руководители района вручили Марии Павловне символический ключ от школы, была перерезана лента и ученики с учителями заполнили большие , светлые классы. Новая, двухэтажная школа соответствовала всем необходимым требованиям для нормального проведения учебно-воспитательного процесса. Ещё два года Евдокимова М.П. возглавляла школу, а в 1980 году была переведена в район на должность третьего секретаря РК КПСС. С января по сентябрь 1980 года исполняющим обязанности директора школы был Свергунов Пётр Романович.

С начала 1980-81 учебного года директором школы был назначен Головин Василий Михайлович, по специальности учитель математики. Завучем школы стала Ковешникова Евдокия Михайловна – учитель русского языка и литературы. Вскоре, Евдокия Михайловна тяжело заболела, ушла из школы, и завучем вновь стал Свергунов П.Р.. Василий Михайлович 14 лет возглавлял школу. В коллективе были хорошие взаимоотношения. Сохранялись традиции старшего поколения. Всё новые и новые выпускники выходили из стен школы, становились на самостоятельный жизненный путь. В 1994 году Головин Василий Михайлович ушёл с должности директора школы. Школу возглавил Свергунов П.Р. – по специальности учитель истории и обществоведения. Завучем школы была назначена Посохова Ольга Ивановна – учитель математики. Петр Романович родом из п. Волоконовки. Окончил Воронежский государственный университет. Работал учителем в с.Тишанка , в Караганде, а в 1968 году был направлен в Фощеватовскую среднюю школу. Работал учителем начальных классов, учителем физкультуры, истории. В 1974 году был назначен заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Это был строгий, но справедливый учитель. Шенцев Александр Пантелеевич вспоминает: «На уроках Петра Романовича была полнейшая тишина. Мы все внимательно слушали учителя. Его рассказ был настолько интересным и увлекательным, что баловаться не хотелось. Дома мы не учили историю, нам было достаточно того, что мы услышали на уроке от учителя». Возникла необходимость строительства гаражей под школьную технику, что и было сделано. В школе пришёл в негодность пол на первом этаже, дал течь водопровод. Полы на первом этаже были заменены, водопровод отремонтирован. Но главной заботой было строительство новой газовой котельной. До этого школьная котельная работала на твёрдом топливе. Котельная была слишком удалена от школы. Теплоцентраль проходила через школьный стадион, была плохо утеплена и много тепла терялось , не доходя до школы. В школе зимой всегда было холодно. Любое строительство связано с большими трудностями. Нужны были согласованные действия между строителями, энергетиками, газовиками. Нужно было доставать стройматериалы, котлы, насосы, трубы, электрощиты. Курировал строительство котельной зам.главы администрации района Владимир Григорьевич Бурменский. Ежедневно вместе с главой сельского округа Гавшиным Василием Николаевичем они проводили планёрки о ходе выполненных и предстоящих работ, давали задания и сроки подрядчикам. Но эти задания часто вовремя не выполнялись. И приходилось директору школы беспокоить руководителей многих организаций о возобновлении и ускорении начатых ими работ. Строительство котельной началось ранней весной 1996 года. А в эксплуатацию нужно было её сдать к новому отопительному сезону на 1996-1997 год. И эта задача была выполнена. С вводом новой котельной в школе стало намного теплее и уютнее. Много труда и старания в ремонте школы, в строительстве газовой котельной, в решении всех хозяйственных вопросов вложил завхоз школы Горбань Олег Викторович В августе 1997 года Свергунов П.Р. перешёл работать учителем истории и основ безопасности жизнедеятельности. Директором школы был назначен Хаустов Владимир Степанович. Владимир Степанович родом из села Фощеватово, выпускник Фощеватовской средней школы. Окончил Белгородский педагогический институт по специальности история и обществознание. Работал сначала учителем в Покровской средней школе, затем был переведён в нашу школу учителем истории и ОБЖ. Молодой, энергичный он активно взялся за новое дело. В годы его руководства славилась своими успехами ученическая производственная бригада. Ученики своим трудом обеспечивали школьную столовую продуктами. К этому времени школа имела свой транспорт: трактор МТЗ-80 и автомобиль ЗИЛ-130. Ученики учились управлять техникой и получали водительские права. Завучем школы была Посохова О.И.. В этой должности она работала один год. На её место завучем была назначена Мамыко Валентина Николаевна. До этого она работала и жила в Молдове, но при распаде СССР вынуждена была переехать в Россию, и была направлена в Фощеватовскую среднюю школу. По специальности – учитель русского языка и литературы. Работала она завучем и при Хаустове В.С. Но после его ухода с должности директора, она тоже ушла на заслуженный отдых. В сентябре 2001 года в школе сменилось руководство. Директором школы была назначена Филиппова Надежда Антоновна. Она окончила Петропавловский педагогический институт, музыкально- педагогический факультет. Сначала была назначена организатором внеклассной работы, а с сентября 2001 года – директором школы. Завучем школы был назначен Щебетенко Владимир Павлович, до этого много лет, работавший в нашей школе учителем истории и обществознания. Надежда Антоновна взялась за новое дело с полной отдачей сил и способностей. Молодая, эрудированная, энергичная она стремилась сделать школу образцовой, чистой , уютной. В школьных рекреациях на окнах появились шторы, были расставлены тумбочки с цветами. Много внимания уделялось художественному оформлению школы. Недостатком в учебно-воспитательном процессе в школе было отсутствие музея. Хоть школа была и большая, а места для музея не было, Надежда Антоновна установила хороший контакт с директором Волоконовского ремонтно-механического завода Губиным Владимиром Ильичём. В то время ремзавод был инвестором нашего хозяйства. Пригласив Владимира Ильича в школу, Надежда Антоновна пожаловалась, что у школы нет ни средств, ни специалистов для переоборудования подсобных помещений под комнату для музея. Владимир Ильич заинтересованно отнёсся к этой проблеме. Без проволочки направил в школу мастера по строительным работам. Был определён объём работ. Были выделены все необходимые материалы, направлены специалисты и замечательная комната под музей была сделана. Все затраты на её оборудование директор завода взял на себя. Летом 2002 года районная администрация выделила деньги для капитального ремонта школы. Необходимость в нём возникла давно. Крыша школы к этому времени прохудилась и в нескольких местах давала течь. Поржавели и продырявились тубы в водопроводной системе. Пропали полы в спортивном зале и столовой. Со стыков плит перекрытий на потолках осыпалась штукатурка. Жалкий вид имел фасад школы и парадное крыльцо. Пришли в негодность котлы в газовой котельной. И весь этот громадный объём работ нужно было выполнить в кратчайшее время: к началу учебных занятий и отопительного сезона. Сложность заключалась в том, что все подсобные работы нужно было выполнять своими силами. А людей не хватало: ученики были на каникулах, учителя в отпусках. Но все с пониманием отнеслись к нуждам школы. Большую помощь в организации ремонта оказывали первый заместитель главы администрации района Сотников Алексей Михайлович и глава местной администрации Толстых Александр Васильевич, а также начальник отдела образования Ерзов Владимир Сергеевич. Ремонт школы несколько затянулся, но все основные работы были выполнены качественно. Вовремя была запущена газовая котельная с новыми, мощными котлами. Капитально был отремонтирован спортивный зал, блистали, покрытые линолеумом новые полы в столовой. Преобразилась фасадная часть школы. Цветочные клумбы были обнесены новым палисадником из итальянского кирпича. Парадный подъезд был выложен тротуарной плиткой. Школа приняла новый облик, помолодела. В январе 2002 года началось оформление школьного музея. Заведующим музеем был приглашён Свергунов Пётр Романович, ушедший за полгода до этого на пенсию. Музей, силами учеников и всего коллектива школы пополнялся всё новыми экспонатами. Оформлены разделы :«Военно-патриотическое воспитание», « Русская изба», « Жизнь и быт крестьян в 18-19 веках», « История родного края», «Ими гордиться школа», « Культура и духовность « Подготовлен материал для оформления альбомов «Летопись села Фощеватово», «Летопись Фощеватовской средней школы». Большую финансовую помощь в оформлении музея оказал бывший выпускник школы, начальник финансового отдела районной администрации Бикетов Сергей Иванович. На нужды музея им было выделено 5000 рублей. 17 декабря 2002 года в торжественной обстановке был открыт школьный историко- краеведческий музей. На торжественной церемонии открытия присутствовали гости : Бикетов С.И., Головин В. Н., ветераны войны и труда. Право разрезать ленточку
Поиск
Block title
Block content
Block title
Block content
Block title
Block content
Поиск
Block title
Block content

Банеры



Народная экспертиза


МБОУ "Фощеватовская СОШ" Белгородской области, Волоконовского района, с. Фощеватово © 2024